Оценка результатов учебной деятельности на I ступени общего среднего образования по учебному предмету "Русский язык в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения.
В письменных работах учащимися могут быть допущены грубые, негрубые, повторяющиеся,однотипные орфографические ошибки.
Грубыми считаются орфографические ошибки:
на изученные правила: машына (вместо машина), овечька (вместо овечка), лисник (вместо лесник),скаска (вместо сказка), читаеш (вместо читаешь), рож (вместо рожь), пабелка (вместо побелка),нечитал (вместо не читал), кататся (вместо кататься) и др.;
в написании изученных словарных слов: бирёза (вместо берёза), клас (вместо класс).
Несколько ошибок в одном словарном слове считаются за одну ошибку малако (вместо молоко).
Два исправления на месте изученной орфограммы считаются за 1 негрубую ошибку.
К негрубым относятся орфографические ошибки:
при переносе слов;
графические ошибки и описки (замена одной буквы другой – сполб вместо столб; перестановка букв – тертадь вместо тетрадь; повторение одной и той же буквы в слове – доом вместо дом; повторение одного и того же слога – бежажать вместо бежать; пропуск буквы в слове – мшина вместо машина);
отражение на письме вместо букв е, ё, ю, я их звукового значения (йаблоня вместо яблоня, пойутвместо поют);
в написании безударных падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, безударных личных окончаний глаголов.
Каждая негрубая ошибка считается за пол-ошибки. При выведении балла нечетное количество негрубых ошибок округляется в пользу ученика.
Повторяющимися являются ошибки, которые допущены в одном и том же слове или формах этогоже слова: учиник – с учиниками – учиники вместо ученик – с учениками – ученики; хадить – хадил – хажу вместо ходить – ходил – хожу.
Повторяющиеся ошибки, независимо от их количества, считаются за одну ошибку. Повторяющиеся (грубые и негрубые) ошибки исправляются в каждом слове с допущенной ошибкой, но на поля выносятся только один раз – в первом слове с ошибкой.
Однотипными являются ошибки на одно и то же правило в разных словах: зимля (вместо земля),зимляника (вместо земляника), бижать (вместо бежать), бигун (вместо бегун) – на правописание безударных гласных в корне слова; вюга (вместо вьюга), крыля (вместо крылья) – на правописание слов с разделительным ь.
Однотипные ошибки на изученные правила, допущенные в разных словах, считаются в каждом слове отдельной ошибкой.
Написание белорусского і вместо русского и (или наоборот) исправляется, но за ошибку не считается.
В письменных работах учащимися могут быть допущены грубые и негрубые пунктуационные ошибки.
Грубые пунктуационные ошибки:
пропуск знака препинания в конце предложения;
пропуск запятой между однородными членами предложения.
Негрубые пунктуационные ошибки:
постановка одного знака препинания вместо другого в конце предложений, после обращения;
пропуск одного знака препинания при выделении обращения в середине предложения;
постановка точки в заглавии текста.
Негрубая ошибка обозначается на полях условным знаком: орфографическая – I (н), пунктуационная – V (н).
При наличии в работе 1–2 исправления на месте негрубых орфографических и пунктуационных ошибок – отметка не снижается;
3–7 исправлений – отметка снижается на 1 балл;
более 7 исправлений – на 2 балла.
Оценка контрольного диктанта
<center style="font-family: Verdana; font-size: 13px;"> <colgroup> <col width="21" /> <col width="235" /> </colgroup>
Балл |
Количество ошибок |
1 |
Более, чем на 2 балла |
2 |
0/9*,1/8, 1/9, 2/7, 2/8, 3/6, 3/7, 4/5, 4/6, 5/4, 5/5, 6/3, 6/4, 7/2, 8/1, 8/2, 9/0, 9/1, 10/0 |
3 |
0/7, 0/8, 1/6, 1/7, 2/5, 2/6, 3/4, 3/5, 4/3, 4/4, 5/2, 5/3, 6/0, 6/1, 6/2, 7/0, 7/1, 8/0 |
4 |
0/6, 1/5, 2/4, 3/3, 4/2, 5/0, 5/1 |
5 |
0/5, 1/4, 2/3, 3/2, 4/0, 4/1 |
6 |
0/4, 1/3, 2/2, 3/0, 3/1 |
7 |
0/3, 1/2, 2/0, 2/1 |
8 |
2 негрубые, 0/2, 1/0, 1/1 |
9 |
0/1 или 1 негрубая орфографическая ошибка |
10 |
0/0, допускается 1–2 исправления на месте негрубых ошибок |
Примечание:
*в числителе – количество орфографических ошибок, в знаменателе – пунктуационных.