Республиканский инновационный проект
«Внедрение модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений»
Сроки реализации: 2017-2020гг.
Консультанты:
Минова Марина Евгеньевна, заместитель декана факультета профессионального развития специалистов образования государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»;
Крутовцова Наталья Анатольевна, методист отдела воспитательной, идеологической, социальной работы и специального образования государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»;
Захожая Нина Николаевна, начальник управления координации повышения квалификации специалистов воспитательной, социально-педагогической и психологических служб Минского городского института развития образования.
Руководитель проекта: Копилец И.Ю, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Гимназия №2 г.Витебска»
Участники проекта: Альхименко Е.О., Верховская Т.Э., Иванова О.А., Прусова Л.Н.
Актуальность реализации модели формирования нравственных ценностных ориентаций обучающихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений обусловлена необходимостью формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой личности, отраженной как цель воспитания в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Концепции и Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 гг. Центральной проблемой воспитания нравственно зрелой личностиявляется формирование нравственных ценностных ориентаций обучающихся. Нравственные ценностные ориентации обучающихся эффективно формируются в процессе нравственно ориентированной социально значимой волонтерской деятельности. Важную роль в этом играют детские и молодежные объединения в связи с большой восприимчивостью детей и подростков к усвоению ценностей в среде сверстников в условиях неформального общения, совместной деятельности.
Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта:
Целесообразность и актуальность инновационного проекта обусловлена необходимостью формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой творческой личности, отраженной в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Концепции и Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 гг. Центральной проблемой воспитания нравственно зрелой личности является формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся.
Нравственные ценностные ориентации – это элемент внутренней структуры личности, интегративное личностное образование, включающее знания, убеждения, отношения, мотивы, чувства, поступки. Они представляют собой результат интериоризации личностью нравственных ценностей общества, обеспечивающий мотивацию нравственного поведения и деятельности.
Потребность общества в воспитании нравственно зрелой личности определяет необходимость создания условий для формирования нравственных ценностей и ценностных ориентаций детей, подростков, молодых людей в семье, учреждениях образования, детских и молодежных общественных объединениях.
В Республике Беларусь принят ряд нормативных правовых документов, регулирующих отношения между учреждениями образования, детскими и молодежными объединениями. Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» определяет цели, задачи, принципы, основные направления государственной молодежной политики. Одними из приоритетных направлений молодежной политики являются гражданско-патриотическое воспитание молодежи, а также содействие развитию и реализации молодежных общественно значимых инициатив. Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» формулирует нормативные правовые основы государственной поддержки детских и молодежных объединений, а также взаимодействия с ними учреждений образования.
Указ Президента Республики Беларусь «О государственной поддержке общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи»» и Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О поддержке Белорусской республиканской пионерской организации» определяют приоритеты педагогической поддержки в учреждениях образования Белорусского республиканского союза молодежи и Белорусской республиканской пионерской организации.
Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы определяет основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Президенту Республики Беларусь и Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома по реализации государственной политики в области образования и молодежной политики.
Во всех вышеназванных законодательных и нормативных правовых документах обозначена значимость нравственного воспитания подрастающего поколения, развития детского и молодежного движения, детских и молодежных социально значимых инициатив, волонтерской деятельности.
Выбор и актуальность темы инновационного проекта обусловлены наличием противоречий между: социальным заказом общества на воспитание нравственно зрелой личности и условиями социальной среды, которые не всегда благоприятствуют ее формированию; необходимостью формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся в учреждениях образования, детских и молодежных объединениях и недостаточным использованием их воспитательного потенциала; потребностью педагогической практики в научном осмыслении процессов воспитания и волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования и современных детских, молодежных объединений и недостаточностью научных исследований, раскрывающих его теоретические и методические основы.
Названные противоречия актуализируют проблему теоретического обоснования и разработки методического обеспечения процесса формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся, что и определило выбор темы инновационного проекта «Внедрение модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений».
Цель проекта: научно-методическое обеспечение и эффективная организация процесса формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных объединений.
Задачи проекта:
проанализировать отечественную и зарубежную философскую, психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся, эффективный опыт организации работы с ними в учреждениях образования, детских и молодежных объединениях Республики Беларусь;
внедрить, апробировать и усовершенствовать с учетом специфики учреждения образования модель формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных объединений;
разработать механизм внедрения модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных объединений в социальное пространство учреждения образования, региона;
определить, апробировать и внедрить методическое обеспечение, оптимальные формы и методы формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных объединений;
создать благоприятные условия для формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных объединений;
разработать методические рекомендации для учреждений образования по внедрению инновационного педагогического опыта воспитательной работы по теме инновационного проекта на уровне региона, республики.
Новизна инновационного проекта заключается:
в апробации и внедрении модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений;
в разработке и внедрении активных, интерактивных, коллективных творческих, проектных и игровых методов волонтерской деятельности, равного обучения, способствующих формированию нравственных ценностных ориентаций учащихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений;
в разработке методических рекомендаций по внедрению модели и инновационного педагогического опыта по формированию нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений на уровне региона, республики.
Ожидаемые результаты:
При реализации данного инновационного проекта ожидается осуществление успешного процесса формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений.
Будет реализована система методов и форм, конкретных воспитательных мероприятий, направленных на формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений.
Будет апробирована и внедрена система эффективного взаимодействия педагогов учреждений образования и учащихся – участников волонтерской деятельности, членов детских и молодежных объединений, которая будет обеспечивать формирование нравственных ценностных ориентаций посредством организации волонтерской деятельности.
Реализация инновационного проекта будет содействовать:
практическому решению проблем формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся;
внедрению эффективных методов, форм, технологий в работу педагогов в процессе нравственного воспитания учащихся, реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики, взаимодействия с детскими и молодежными объединениями;
воспитанию нравственной, активной, творческой, успешной личности учащегося, в основу личностной позиции которой положены сформированные нравственные ценностные ориентации;
повышению уровня удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей качеством образовательной и социально-воспитательной среды учреждений образования, направленной на формирование нравственно зрелой, разносторонне развитой, социально активной и творческой личности.